ПРОСПЕКТ 64
Центр твоего города
Проспект64 в контактеПроспект64 в контактеПроспект64 в контактеПроспект64 в контакте
Ретро-трамвай «Семен» на пешеходной улице Волжской у парка

Ретро-трамвай «Семен» на пешеходной улице Волжской у парка "Липки"

Расположение: на перекрестке улиц Соборной и Волжской на новой пешеходной зоне у входа в парк "Липки".

Расписание экскурсий в трамвае «Семен»: с 12.00 до 15.00 часов, ежедневно кроме воскресенья.

Старинный трамвай «Семен» из Кировского трамвайного депо Саратова работает как экскурсионный объект для жителей и гостей города. Сейчас у отреставрированного трамвая есть отопление, новые пластиковые стеклопакеты, мультимедийное оборудование, вечерняя подсветка и даже четко обозначенное время работы, когда можно зайти внутрь и почувствовать себя ретро-пассажиром, изучить плакаты с историей развития трамвая в России и прослушать увлекательную лекцию.

Вагон «Семён» - это Трамвай серии КХ (является укороченной версией трамваев серии X, поставляемых в Харьков). Подобные трамваи выпускались с 1928 по 1934 годы на Мытищинском машиностроительном заводе. Семён является представителем одной из редких модификаций, адаптированных под узкую "европейскую колею", с узким кузовом и укороченным по длине вагоном с шестью боковыми окнами, а не восемью, как у стандартной модели.

Такие вагоны работали в Саратове с 1936 года и ходили именно по той улице, где и установлен сейчас памятник. Именно этот трамвай, получивший сейчас имя «Семён», работал в то время снегоочистителем на маршруте №6 «Вокзал-Волга», который курсировал на городских линиях с 1936 года. Трамваи маршрута №6 перевозили саратовцев и гостей нашего города от железнодорожного вокзала до пристани. Маршрут проходил по улице Волжской (в то время — Армянской).

Факты

  1. Для управления использовался контроллер снегоочистителя ГС-4. Такие системы устанавливались на трамваях до 1950-1960 годов. Повернуть ручку на этом контроллере было очень тяжело, а сам контроллер водители трамваев называли «кофемолкой».
    Рядом с контроллером в кабине можно увидеть тормозной кран (еще одна ручка) и стояночный тормоз (в виде руля с рукояткой).
  2. В Саратове у "Семена" есть туристический трамвай-побратим "Яша", который задействован на новом экскурсионном маршруте.
  3. До революции по нынешней Волжской ходил маршрут №7, после революции это был маршрут №6. Но конечные у обоих были одинаковы – «Вокзал-Пристань». Отличие было только в том, что до революции на табличке маршрута отсутствовала цифра маршрута, после революции она появилась (см. табличку на «Семене»).


История трамвайного сообщения в Саратове


Электрическое трамвайное сообщение было организовано в Саратове более 100 лет назад – в 1908 году. Тогда именно по Волжской улице (тогда она называлась Армянской) запустили первый в городе трамвай.

До трамваев в городе действовала конка – это вагон, который по рельсам тянули запряженные лошади под управлением кучера. Конка появилась в Саратове благодаря писателю и журналисту Леониду Петровичу Блюммеру, который организовал общество конно-железных дорог и с 1887 года саратовцы могли кататься на конке. Но в 1905 году городская управа заключила договор с бельгийской трамвайной компанией. Бельгийцы выкупили у общества Блюммера линии конки и по этим же путям пустили в 1908 году электрические трамваи.

5 октября 1908 г. (18 октября) состоялся пробный пуск трамвая с руководством губернии, города, бельгийской компании. Во время рейса в результате технических неполадок в электросети вагона случилось происшествие, едва не стоившее жизни руководителям и не поставившее крест на всей идее трамвайного движения. Неуправляемый вагон покатился под уклон в сторону Волги и чудом не сошёл с рельс на повороте на Миллионную улицу. Всё кончилось благополучно, и, несмотря на инцидент, 6 октября 1908 г. (19 октября) состоялось открытие регулярного трамвайного движения. С утра продолжалась обкатка и вагоны ездили пустыми, а с 3 часов дня началась перевозка пассажиров. Это событие вызвало большой ажиотаж.

Сейчас трамвай принимает экскурсии и является настоящим украшением города. Особенно красив он в тёмное время суток, благодаря подсветке.

Старинный электрический столб У ретро-трамвая «Семен» на пешеходной улице Волжской в центре Саратова.


В честь 110-летия саратовского трамвая, 13 ноября 2018 года у «Семена» появился раритетный сосед: старинный трамвайный электрический столб. Один из первых электростолбов переместили на Волжскую с улицы Рамаева (ранее Севрина). Когда-то он входил в трамвайную линию на Московской.





Достопримечательности:

Памятник А. С. Пушкину в Липках Памятник А. С. Пушкину в Липках
Дом Симонова Константина МихайловичаДом Симонова Константина Михайловича
Памятник юнгам – мемориал юным морякамПамятник юнгам – мемориал юным морякам